«НЯРМА» —
второй фильм Эдгара Бартенева о ненцах Ямала.
C 25 октября 2007 года съемочная группа Студии документальных фильмов
(Санкт-Петербург), пробыв в тундре в гостях у зырянско-ненецкой семьи около
месяца, вернулась из Приуральского района ЯНАО в Салехард. Мы встретились в
гостинице «Ямал» с режиссером фильма Эдгаром Бартеневым, который дал
эксклюзивное интервью для Студии "Мынику". С питерским документалистом
беседовал Михаил Коробов.
Когда решаешь снимать новый фильм, то в голове складывается некий образ
будущего произведения. А когда приступаешь к съёмкам, то поневоле все равно что-то
меняется. Изменился ли во время съёмок первоначальный замысел фильма?
Ну, естественно, существует заявка
на фильм — кратко изложенная история, под которую Федеральное агентство по
культуре и кинематографии России выделяет финансовые средства для производства
фильма. А заявка на фильм — это всего лишь проект. Некая гадательная история,
поскольку конкретная реальность всегда оказывается чуточку другой. История,
которая подавалась на господдержку, — и
которая снималась сейчас на Полярном Урале, — естественно, писалась под
конкретную семью, в которой мы собирались жить и снимать. Эту семью я знаю с
2003 года. Естественно, какие-то вещи я не мог предугадать. Сложность замысла
документального фильма в том, что он касается вещей, которые ещё не произошли.
Во всяком случае, так для меня. Потому что история, которую мы снимаем,— эта
история разыгрывается на наших глазах. Какого-то стройного сюжета, какого-то
перечня событий наблюдать не приходилось. Но это все выстраивается потом. Потом
это организуется в соответствии с энергией замысла и главной мотивацией. Я лишь
видел и вижу тему. Мне знакома семья, мне знакомы эти люди. У меня уже есть
личное отношение к этому и понимание этической организации пространства, в
котором живут мои герои. Поэтому уже заранее глаз мой — избирателен.
Когда возникла идея снять этой фильм и как расшифровывается название -«Нярма»?
Замысел фильма возник очень давно
— еще до того, как был снят фильм «Яптик-хэсе». Этот фильм должен был тогда и
сниматься, но по причинам, которые пусть останутся в прошлом, мы этот фильм два
года назад снять не смогли. А сняли фильм о ненцах Ямала под названием «Яптик-хэсе».
«Нярма» — фильм об оленеводах Полярного Урала. Нярма — это подполозник нарты.
На Ямале, где тундра мягкая, на полозья не ставятся подполозники, такая
накладка уместна лишь на территории с твердой почвой, где приходится кочевать
по горам, чтобы уберечь полоз нарты. Нярма обычно делается из небольшой,
обязательно прямой лиственницы. Мы наших хозяев спрашивали: «Сколько раз в год
приходится менять нярму?» Нам отвечали, что от 7 до 12 нярм хватает в год на
одну нарту. Но сколько мы ни кочевали, на каждой стоянке, практически каждый
день оленеводы шли в ближайший лесок, искали небольшие стройные лиственницы, а
потом изготавливали нярмы. Потому что при перекочёвках нярмы просто разбивались
в щепки. Нярма — это самое частое слово в лексиконе оленеводов Полярного Урала.
Без нярмы оленевод в горах жить не сможет, иначе нарты будут рассыпаться.
Возможно, на 6-ом Открытом российском фестивале антропологических
фильмов, который состоится в Салехарде осенью 2008 года, мы увидим фильм
«Нярма». Но я знаю, что ты давно хочешь снять игровой проект с «местными
декорациями». Возможно, ты сейчас в своих командировках присматриваешься к
территории, присматриваешься к людям. Вот об этом можно рассказать? Что будет
твоим третьим фильмом о Ямале: игровой фильм, наконец, или снова
документальный?
Есть поговорка, которая на разные
лады говорится всеми ненцами, которую упомянул в своей книге «Говорящие
культуры» Андрей Головнёв: «В тундре торопится тот, кто торопится погибнуть».
Поэтому я не знаю, что будем моим третьим проектом: документальный фильм или
игровой. Но если это случится, то опыт работы над двумя фильмами уже позволяет
понять, как организовать кинопроизводство большого художественного фильма со
съемочной группой в 50-70 человек, чтобы это было не травматично для семей
оленеводов. Потому что кино можно снять любой ценой, но при этом — разорив 2-3
семьи и оставив за собой «руины». Можно и так снимать. За большие деньги можно
снять всё, что хочешь. Но на эту территорию (впрочем, как и на любую другую)
нужно приходить, понимая законы, по которым здесь живут люди. Естественно, не
хотелось бы снимать «глянцевое» кино. Но речь, вообще-то, идёт о сценарии,
который был написан по мотивам эпических сказаний ненцев, нганасан, селькупов,
энцев… Теперь мы знаем, как организовать самые сложные элементы производства, и
как это сделать нетравматично — раз, и исторически честно — два. Действие
будущего фильма происходит в 18 веке, там много батальных сцен. По стилю это
точно не будет похоже на американский блокбастер или, скажем, на фильм«Кочевники»
— за такое псевдоэпическое кино мне было бы стыдно.
В 2003 году мы, между прочим,
запускались с полнометражным художественным
фильмом по мотивам ненецкого эпоса. Фильм продюсировала известная французская
кинокомпания… Но не случилось. По разным причинам не случилось, и сейчас я
думаю, что к лучшему, потому что пять лет назад мы до конца еще не знали всех
сложностей и особенностей северного пространства. Пространство это очень
непростое, герметичное, уникальное в своей стабильной первозданности. Чтобы в
нем оказаться, нужно сначала получить «вверительные грамоты». Может быть, даже
с риском для жизни. Надеюсь, не ценой жизни. Тогда ты будешь впущен в эту
среду. Тут речь, отчасти, о мистических каких-то вещах, речь о категориях судьбоносных.
Меня сюда что-то тянет, а значит — когда-нибудь это случится. А если не
случится — то тоже судьба, и поэтому ничего страшного…
28 октября 2007 года питерские документалисты отправились из Салехарда
домой. Отснято в тундре около 30 часов киноматериала. Срок
окончания работы над фильмом «Нярма» — 2008 год.
"Нярма",2008, 35 мм, цвет, 5 частей,
Фильм о зырянах-оленеводах, кочующих по Полярному
Уралу.
Место съемок – Полярный Урал в районе реки Харбей. Ближайшие населенные пункты – Салехард и поселок Харп. Съемочная группа (максимальный состав – 4 человека) будет жить в ненецко-зырянской семье, кочующей в тундрах Полярного Урала и Приуралья, – на расстоянии от 5 до 30 км от Харпа.
Время съемок – вторая половина 2007 года (собственно съемочный период предположительно – октябрь-ноябрь).
Тематически это второй фильм о ненцах. Первая картина («Яптик-хэсе») снималась в августе 2005 года и была посвящена ненцам Ямала, – это было своего рода введение в уникальную и достаточно герметичную ненецкую культуру. Главное отличие будущего проекта не сезонное и не географическое – фильм тоже будет сниматься методом наблюдения, но в центре внимания не образ жизни ненцев, а конкретный персонаж, 17-летний ненец Гоша, ставший хозяином большого стойбища. Фильм-портрет, фильм-судьба. Поле авторского взгляда сужается до зрения нашего героя – наша камера становится его глазами. Наш опыт жизни и работы в ненецких тундрах позволяет взглянуть на культуру народа не бесстрастным взглядом постороннего наблюдателя, но кинематографическими средствами проникнуть в живую душу этого народа.
© 2008 Санкт-Петербургская студия документальных
фильмов
© 2008 Студия
"Мынику" |