[ЯПТИК-ХЭСЕ Фильм Эдгара Бартенева YAPTIK-HASSE]

Фильм снят при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.

[Up][Next]

 

«НЯРМА» —

второй фильм Эдгара Бартенева о ненцах Ямала.

C 25 октября 2007 года съемочная группа Студии документальных фильмов (Санкт-Петербург), пробыв в тундре в гостях у зырянско-ненецкой семьи около месяца, вернулась из Приуральского района ЯНАО в Салехард. Мы встретились в гостинице «Ямал» с режиссером фильма Эдгаром Бартеневым, который дал эксклюзивное интервью для Студии "Мынику". С питерским документалистом беседовал Михаил Коробов.

 

Когда решаешь снимать новый фильм, то в голове складывается некий образ будущего произведения. А когда приступаешь к съёмкам, то поневоле все равно что-то меняется. Изменился ли во время съёмок первоначальный замысел фильма?

Ну, естественно, существует заявка на фильм — кратко изложенная история, под которую Федеральное агентство по культуре и кинематографии России выделяет финансовые средства для производства фильма. А заявка на фильм — это всего лишь проект. Некая гадательная история, поскольку конкретная реальность всегда оказывается чуточку другой. История, которая подавалась на господдержку,  — и которая снималась сейчас на Полярном Урале, — естественно, писалась под конкретную семью, в которой мы собирались жить и снимать. Эту семью я знаю с 2003 года. Естественно, какие-то вещи я не мог предугадать. Сложность замысла документального фильма в том, что он касается вещей, которые ещё не произошли. Во всяком случае, так для меня. Потому что история, которую мы снимаем,— эта история разыгрывается на наших глазах. Какого-то стройного сюжета, какого-то перечня событий наблюдать не приходилось. Но это все выстраивается потом. Потом это организуется в соответствии с энергией замысла и главной мотивацией. Я лишь видел и вижу тему. Мне знакома семья, мне знакомы эти люди. У меня уже есть личное отношение к этому и понимание этической организации пространства, в котором живут мои герои. Поэтому уже заранее глаз мой — избирателен.

 

Когда возникла идея снять этой фильм и как расшифровывается название -«Нярма»?

Замысел фильма возник очень давно — еще до того, как был снят фильм «Яптик-хэсе». Этот фильм должен был тогда и сниматься, но по причинам, которые пусть останутся в прошлом, мы этот фильм два года назад снять не смогли. А сняли фильм о ненцах Ямала под названием «Яптик-хэсе». «Нярма» — фильм об оленеводах Полярного Урала. Нярма — это подполозник нарты. На Ямале, где тундра мягкая, на полозья не ставятся подполозники, такая накладка уместна лишь на территории с твердой почвой, где приходится кочевать по горам, чтобы уберечь полоз нарты. Нярма обычно делается из небольшой, обязательно прямой лиственницы. Мы наших хозяев спрашивали: «Сколько раз в год приходится менять нярму?» Нам отвечали, что от 7 до 12 нярм хватает в год на одну нарту. Но сколько мы ни кочевали, на каждой стоянке, практически каждый день оленеводы шли в ближайший лесок, искали небольшие стройные лиственницы, а потом изготавливали нярмы. Потому что при перекочёвках нярмы просто разбивались в щепки. Нярма — это самое частое слово в лексиконе оленеводов Полярного Урала. Без нярмы оленевод в горах жить не сможет, иначе нарты будут рассыпаться.

 

Возможно, на 6-ом Открытом российском фестивале антропологических фильмов, который состоится в Салехарде осенью 2008 года, мы увидим фильм «Нярма». Но я знаю, что ты давно хочешь снять игровой проект с «местными декорациями». Возможно, ты сейчас в своих командировках присматриваешься к территории, присматриваешься к людям. Вот об этом можно рассказать? Что будет твоим третьим фильмом о Ямале: игровой фильм, наконец, или снова документальный?

Есть поговорка, которая на разные лады говорится всеми ненцами, которую упомянул в своей книге «Говорящие культуры» Андрей Головнёв: «В тундре торопится тот, кто торопится погибнуть». Поэтому я не знаю, что будем моим третьим проектом: документальный фильм или игровой. Но если это случится, то опыт работы над двумя фильмами уже позволяет понять, как организовать кинопроизводство большого художественного фильма со съемочной группой в 50-70 человек, чтобы это было не травматично для семей оленеводов. Потому что кино можно снять любой ценой, но при этом — разорив 2-3 семьи и оставив за собой «руины». Можно и так снимать. За большие деньги можно снять всё, что хочешь. Но на эту территорию (впрочем, как и на любую другую) нужно приходить, понимая законы, по которым здесь живут люди. Естественно, не хотелось бы снимать «глянцевое» кино. Но речь, вообще-то, идёт о сценарии, который был написан по мотивам эпических сказаний ненцев, нганасан, селькупов, энцев… Теперь мы знаем, как организовать самые сложные элементы производства, и как это сделать нетравматично — раз, и исторически честно — два. Действие будущего фильма происходит в 18 веке, там много батальных сцен. По стилю это точно не будет похоже на американский блокбастер или, скажем, на фильм«Кочевники» — за такое псевдоэпическое кино мне было бы стыдно.

В 2003 году мы, между прочим, запускались  с полнометражным художественным фильмом по мотивам ненецкого эпоса. Фильм продюсировала известная французская кинокомпания… Но не случилось. По разным причинам не случилось, и сейчас я думаю, что к лучшему, потому что пять лет назад мы до конца еще не знали всех сложностей и особенностей северного пространства. Пространство это очень непростое, герметичное, уникальное в своей стабильной первозданности. Чтобы в нем оказаться, нужно сначала получить «вверительные грамоты». Может быть, даже с риском для жизни. Надеюсь, не ценой жизни. Тогда ты будешь впущен в эту среду. Тут речь, отчасти, о мистических каких-то вещах, речь о категориях судьбоносных. Меня сюда что-то тянет, а значит — когда-нибудь это случится. А если не случится — то тоже судьба, и поэтому ничего страшного…

 

28 октября 2007 года питерские документалисты отправились из Салехарда домой. Отснято в тундре около 30 часов киноматериала. Срок окончания работы над фильмом «Нярма» — 2008 год.

"Нярма",2008, 35 мм, цвет, 5 частей, Фильм о зырянах-оленеводах, кочующих по Полярному Уралу. Место съемок – Полярный Урал в районе реки Харбей. Ближайшие населенные пункты – Салехард и поселок Харп. Съемочная группа (максимальный состав – 4 человека) будет жить в ненецко-зырянской семье, кочующей в тундрах Полярного Урала и Приуралья, – на расстоянии от 5 до 30 км от Харпа. Время съемок – вторая половина 2007 года (собственно съемочный период предположительно – октябрь-ноябрь). Тематически это второй фильм о ненцах. Первая картина («Яптик-хэсе») снималась в августе 2005 года и была посвящена ненцам Ямала, – это было своего рода введение в уникальную и достаточно герметичную ненецкую культуру. Главное отличие будущего проекта не сезонное и не географическое – фильм тоже будет сниматься методом наблюдения, но в центре внимания не образ жизни ненцев, а конкретный персонаж, 17-летний ненец Гоша, ставший хозяином большого стойбища. Фильм-портрет, фильм-судьба. Поле авторского взгляда сужается до зрения нашего героя – наша камера становится его глазами. Наш опыт жизни и работы в ненецких тундрах позволяет взглянуть на культуру народа не бесстрастным взглядом постороннего наблюдателя, но кинематографическими средствами проникнуть в живую душу этого народа.

[Up][Next]

© 2008 Санкт-Петербургская студия документальных фильмов

© 2008 Студия "Мынику"


СЕВЕРНОЕ КИНО

Фильмы М.Окотэтто ( Студия "Илебц")
МЫНИКУ - первый ямальский мультфильм (Студия "Мынику")
Природа Западной Сибири (Студия "Ханавэй")
ОБДОРСКАЯ КИНОЯРМАРКА
Фильмы Андрея Головнева

УралWeb ФОБОС: погода в г.СалехардРейтинг@Mail.ru


Hosted by uCoz